Долай в карачаево-балкарском пантеоне - покровитель стад и в целом молочных изделий. Так, например, сбивая масло, пели песню «Долай»», посвященную покровителю домашних животных Долаю. Считалось, что благодаря пению «Долай» будет обилие масла и, что пение скажется и на его качестве и вкусе. М. П. Гайдаем записано 4 варианта этой песни (№№ 1, 2, 65, 82). Чтобы задобрить Долая, не только величают его самого, но и поэтически описывают его животных, воспевают его дары. Например, у Мерцбахера читаем про баксанских балкарцев: "Остаток дня, после полного завершения подготвки к отъезду, пролетел очень быстро, в дружелюбном обществе князя Исмаила. Мы имели удовольствие слышать в исполнении князя несколько национальных мелодий и песен, исполненных располагающим к себе благозвучным голосом и в музыкальном сопровождении, так как у него было что-то наподобие гитары. Этот самобытный инструмент, под названием "кобусс", трехструнный, узкой вытянутой формы, имеет короткую «шею» и заостренную форму внизу и напоминает своими очертаниями фермерский зонтик. Из всех известных мне кавказских народов горские татары самые музыкальные. Больше всех мне понравилась песня, которую поют татарские женщины когда взбивают масло, при этом движения тела в процессе сбивания органично вписываются в ритм песни. Песня это обращение-взывание-мольба к богу стад, своего рода языческому Св. Леонарду. "Да удастся масло, да сохранит он скотину от болезней и сделает луга цветущими". Содержание говорит об очень древнем происхождении, во всяком случае дохристианском и доисламском периоде этого народа" Merzbacher, Gottfried; Aus Den Hochregionen Des Kaukasus. 1901. Seite 669. Также песню исполняли при поиске потерянного скота. Сохранилось несколько её вариантов, приведём один из них: Ой, Долай, Долай булькает! Идут козы, словно листья, опавшие с деревьев. Его наружность - бурдюк из желтой козы, Внутри его кислое молоко от черной коровы. Долая в это место ударим. Желтым маслом большие-большие чашки наполним. Ой, если сбиваешься, то сбивайся, бурдюк! В дом наш ханские гости приехали, Тебя ожидая, с голоду умирают. Если сбиваешься, то сбивайся, бурдюк! Если же не сбиваешься, то твою ножную часть продырявят И голову твою навыворот вывернут, И твои внутренности вытряхнут, И нас вдвоем друг к другу привяжут, Ой, долай, кто так не говорит? Наша ведьма - страшилище с орлиной головой, Что находит, ртом всасывает, О настоящем и будущем не думает. В большие-большие чашки желтое масло вложим И перед старшим поставим. Он нам по очереди даст доли, И им сказанное быстро-бегло исполнится. Если им сказанное быстро-бегло не исполнится, То по икрам хворостиной высекут. Да, скажу я долаевскую песню. И да пусть бурдючный живот прорвется маслом; Целый, неиспорченный бурдюк! Безводный с маслом бурдюк, Ой, для молодца лето настает, Молодец играет, дева смеется. Ой! Кто же не знает, что в бурдюке? На «ныгыш» не выходящий старец И младенец, не умеющий подвязать ремни чабур. #факт@caucasus_now